Тома Никифоров: С нетерпением жду 2020, чтобы взять реванш

На дворе уже конец ноября, а бельгиец Тома Никифоров только недавно вернулся на татами после неудачной для него Олимпиады в Рио. Произошло это на прошлой неделе на командном Чемпионате Бельгии, где Никифоров разгромил всех со своим "Кроссингом" из Схарбека, за который кстати выступают еще и такие известные дзюдоисты как Рок Дракшич и Ивайло Иванов. После впечатляющей победы журналистам удалось пообщаться с одним из самых перспективных дзюдоистов Бельгии и узнать, что происходило после Рио, а также какие планы у Томы теперь.
Ну что, прошло три месяца после Олимпийских Игр, как ты себя чувствуешь теперь?
Рио остается для меня, наверное, главным разочарованием во всей карьере. Я действительно отвратительно чувствовал себя после соревнований. Это первый раз, когда я открыто говорю об этом, потому что ранее всегда старался переводить тему, эти воспоминания мне весьма и весьма неприятны. Даже мои родные быстро поняли, что на эту тему лучше со мной вообще не говорить, потому что я очень быстро становился раздраженным... Я действительно был очень расстроен после проигрыша.
Если не ошибаюсь, ты проиграл во втором круге, ведя по ходу схватки...
Да, сделал то, чего не должен был делать, ошибся, попался, и это стоило мне олимпийской медали. Тут больше нечего сказать...
После фантастического 2015 года (бронзы с чемпионата мира, Европы, Мастерса) от тебя действительно многие ждали успеха и на Играх. Может быть, давление оказалось слишком сильным?
Это давление, конечно, было, и я чувствовал его, чувствовал всю ответственность, но это не причина моего поражения. Мое окружение, мой тренер, федерация сделали все, чтобы я подготовился и подошел в лучшей форме как физической, так и психологической. И там я действительно сумел успокоиться перед поединками. Я, конечно, совру, если скажу, что атмосфера там та же самая, что и на других турнирах, и с первой схватки ты понимаешь, что ставки слишком высоки, каждая ошибка стоит очень дорого, но все же нельзя сказать, что давление было чрезмерно сильным, нет.
В твоем голосе чувствуется немало сожаления...
Это так. Я считаю, что мне было по силам занять место на подиуме. Конечно, я получил ценный опыт, но я рассчитывал на медаль, и у меня было все, чтобы ее получить. Когда смотришь на пьедестал и видишь там Лукаша Крпалека и Сириля Маре, которых я уже выигрывал не так давно, в голову так или иначе закрадываются мысли о том, что ты тоже должен был стоять там с ними.
Как же ты справился со своим разочарованием?
Я понял, что мне необходим отпуск. Я полностью отрезал себя от мира дзюдо. Некоторые люди, которые встречались со мной, начали говорить об Олимпиаде, но я всегда уходил от этой темы. Тем не менее, даже на отдыхе я не бросал тренировки и занимался хотя бы раз в день: бегал, работал с резиной. Потом, когда был в Болгарии, даже поборолся немного, но так - в свое удовольствие. Я оставил в стороне тактику и просто позанимался тем, чем люблю больше всего "на расслабоне". Это неплохо помогло снять напряжение.
И что, теперь ты чувствуешь себя снова в обойме? Готов к новым свершениям?
Да, и этим я обязан своей семье. Они видели, как мне было плохо, как я злился, и со мной беседовал мой отец, объяснял, что он понимает, как я разочарован, но теперь мне необходимо оставить это в прошлом, извлечь важные уроки и двигаться дальше. И он действительно был прав: мне просто необходимо было время, чтобы переварить произошедшее.
Мысли теперь, наверное, уже о следующей Олимпиаде?
Верно. Иначе и быть не может. Это одна из причин моего разочарования: от следующего шанса меня отделяют целых 4 года. Однако это поражение сделало меня сильнее, и теперь я буду с нетерпением ждать и делать все, чтобы в 2020 взять реванш.
У тебя была операция на запястье пару месяцев назад. Как все прошло?
На самом деле с точки зрения хирургии это очень простая операция. Мне оставалось только набраться терпения, потому что запястье долго заживало. Прошло три недели с тех пор, как я начал тренироваться, и чувствую себя просто отлично.
Не сложно ли сейчас возвращаться?
Нет, совсем наоборот. Что бы я ни делал: боролся на соревнованиях, проводил рандори, подкачивался... я всегда отдаюсь на все 100. Всегда стараюсь тренироваться до изнурения, ведь мне надо как можно скорее вернуться в форму. Мне все время кажется, что процесс восстановления проходит слишком долго, поэтому я стараюсь ускорить его всеми способами.
И вот вы вернулись на татами на клубных соревнованиях...
Да. Я уже был голодным как волк. И именно поэтому я выступил за Кроссинг. Нужно было встряхнуться. И я даже был перевозбужден из-за участия в соревнованиях. Помню, как мой отец просил меня успокоиться после первой схватки, так как я был на взводе, а он боялся, что я сделаю что-нибудь глупое, травмируюсь... Его слова помогли мне немного остыть, и остальные схватки я провел уже с более холодной головой. И хоть здесь уровень борьбы был слабее чем на международных турнирах, это было то, что надо для возвращения. Я привел себя в тонус, а заодно и помог победить родному клубу, отблагодарил тем самым тренеров и болельщиков, которые меня поддерживают здесь в Бельгии.
2016 год подходит к концу, как оцените его?
Я не очень доволен. В апреле я стал вице-чемпионом Европы, но это неудовлетворительный результат для меня.
Почему?
Ну мне все еще тяжело осознать, как прошел финал, как я там проиграл. Можно сказать в целом, что мне не удалось победить из-за дрожи в руках, и это меня сильно раздражает сейчас. Ну и в целом, проигрыш в Рио, пропуск Мастерса... Год не то, чтобы удался.
И сейчас настрой уже на 2017?
Да. До этого я поеду на трехнедельный сбор в Японию со своим тренером. Это будет первый международный сбор для меня после Игр, и я надеюсь на хорошую концовку года.
Поездки в Японию для многих дзюдоистов считаются особенными...
Это действительно так. Особенно для европейцев, ведь их культура совершенно иная. Интересная, но не для меня. В частности, мне совершенно не нравится их еда, это просто дело вкуса. Но это не беда, главное - это набороться как следует там с местными "соточниками", это всегда очень интересно.
А потом?
Пока что, я думаю, моим следующим турниром станет Большой Шлем в Париже 2017. Цель? Для начала здорово было бы добраться хотя бы для пьедестала. Но самая важная задача на самом деле - вернуться на прежний уровень, показать чего стою и не повторять глупых ошибок прошлого. Впереди новый цикл, и, думаю, вы увидите, получится это у меня или нет.